Главная | Регистрация | Вход
Джамаат
Меню сайта
Форма входа
Поиск
Наш опрос
Какую религию вы исповедуете?
Всего ответов: 186
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Положение современной мусульманки. Как мы можем его исправить?

    Перемены, произошедшие в XX в., принесли мусульманкам поистине суровые испытания. Они попадали под перекрестный огонь на всех направлениях. В конфликте западной и исламской культур или в гражданских войнах между секуляристами и сторонниками исламского пути мусульманки принимали на себя часть тех тяжелых испытаний, которые приносили эти конфликты. Они либо теряли своих сыновей и мужей на полях сражений, либо теряли собственное достоинство и свободу в общественной жизни. 

    Трагедия и ирония – вот два главенствующих мотива, сопровождающих их существование. Временами они становятся жертвами тех, кто стремится защитить их, а иногда их угнетают те, кто стремиться их освободить. 

    Даже когда речь заходит об исторических процессах, мусульманки оказываются в самом центре схватки между империализмом современности и непримиримостью традиций. 


    В Афганистане «талибанизация» Ислама имела множество последствий. Некоторые из них были позитивными, как например восстановление хотя бы минимальной стабильности в разоренном войной регионе. Но многие из них были сугубо негативными, в особенности нарушение гражданских прав и свобод женщин. Во имя Ислама, той религии, которая берет начало от момента, когда Бог сказал человеку: «Читай» (а первое слово, открытое в Коране Пророку Мухаммаду (мир ему) было «Икра» - читай), Талибан постоянно стремился лишить женщин образования, являющегося самой сутью эмансипации. 

    С другой стороны, в Турции для защиты гражданского общества от так называемого «религиозного дурмана», секуляристы полицейскими дубинками выгоняют мусульманок из школ и университетов. Во Франции, той стране, где родилось современное понимание свободы в ходе великой революции, там, откуда приходит новая мода на одежду для всего мира, политики не дают девушкам в хиджабе учиться из-за претензий к покрою их платков. 

    Так на Западе и Востоке, в светском или религиозном обществах, все силы твердо намерены препятствовать подлинной эмансипации мусульманок. 

    Мы живем в таком мире, где все вещи в высшей степени взаимосвязаны. Когда мусульмане пытаются преодолеть последствия колониализма, их общества требуют политических и социальных перемен. Но из-за того, что перемены на Востоке поставят под удар гегемонию Запада, любые попытки ее нарушить превращаются в политическую угрозу. 

    Запад противится политическим инициативам на Востоке, будь то исламский проект или социализм. Социальные инициативы с Запада, феминизм или либерализм, угрожают политике Востока и в свою очередь им отвергаются. И полем для этих сражений становится в буквальном смысле голова женщины, исповедующей Ислам!

    До сих пор большинство попыток освобождения (при всей их спорности) приходили с Запада. Но гуманистическая обеспокоенность бедственным положением мусульманок зачастую сопровождается другим западным дискурсом, а именно демонизацией Ислама. 

    Это создает немало проблем и заставляет мусульман относиться к такой помощи с подозрением. Эти проекты представляются им очередными попытками демонизации Ислама и высмеивания их религиозных убеждений. Двойные стандарты Запада также убивают все возможные перспективы на социальные изменения в мусульманских обществах.

    Мусульмане-мужчины, желающие работать в западных агентствах ради улучшения условий жизни мусульманок, вынуждены отказываться от своих начинаний, сталкиваясь с такими двойными стандартами. Например, когда Талибан использовал идеологическую риторику для лишения женщин доступа к начальному образованию, западные СМИ оправданно осуждали их, но также нападали и на Ислам (без какой-либо на то необходимости). Но когда французы и турки делают то же самое, используя идеологию для лишения мусульманок доступа к образованию, СМИ мало способствуют разрешению этой проблемы. 

    Недавно «светское государство» Турция лишило гражданства одну из своих избранных народом представительниц из-за того, что она посмела покрыть голову платком! И большая часть западного мира, обычно скорого на помощь мусульманкам, практически ничего не сделала, чтобы предотвратить это беззаконие. 

    К сожалению, феминистки из мусульманских стран и общин также не очень помогают делу освобождения исповедующих Ислам женщин. Они в основном принадлежат к двум типам: слишком вестернизированные и слишком традиционные. 

    Вестернизированные феминистки формируют дискурс, который имитирует представления их западных единомышленниц. Их предельная вестернизированность, проявляющаяся как в мировоззрении, так и в образе жизни, не только отпугивает мужскую часть уммы, но и большинство мусульманок. 

    В результате, те проекты и цели, которые они пропагандируют, делегитимизируются исключительно по причине их откровенного неуважения к Исламу и традиционным мусульманским ценностям. Конечно, у них появляется множество сторонников и поклонников среди западных феминисток и либерального истеблишмента, но это мало помогает современным мусульманкам справиться с их проблемами.

    Так называемые «исламские феминистки» занимают противоположный полюс. Их идеи представляют собой реакцию на отсутствие Ислама в мировоззрении вестернизированных феминисток, которые им представляются угрозой мусульманскому наследию, а также институтам семьи, брака и скромности в личной жизни. Они тратят свои ресурсы и энергию на защиту традиционных норм и жертвуют перспективами эмансипации женщин во имя защиты консервативных ценностей. 

    Таким образом, когда феминистки-«западники» занимаются изучением «новояза» и восхищаются Симоной де Бовуар, их оппонентки также заняты подтверждением стереотипов на собственном примере. Тем временем, простые мусульманки продолжают страдать. 

    Исповедующие же Ислам мужчины погружены в приготовления к схваткам или диалогам цивилизаций. Они не могут уделить внимания условиям жизни окружающих их женщин в то время, как мусульмане до сих пор порабощены, а их земли все еще подвергаются атакам извне.

    Можно ли что-либо сделать в данной ситуации? Да. Я думаю, что можно предложить несколько инициатив. Во-первых, мы должны начать образовательную кампанию среди мусульман. Нам необходимо донести до них мысль о том, что когда мы говорим о том, что многие женщины в исламском мире лишены своих прав, дарованных им Исламом, мы не пытаемся сказать, что Ислам хуже западных ценностей.

    Нам не следует быть реакционерами в ответ на чью-либо критику условий жизни мусульманок. Во-вторых, мы должны повышать информированность мусульман во всем мире о правах женщин на образование, равенство, достоинство, а также на свободу выбора и действий. 

    Разговор о правах может вызвать негативную реакцию, и потому у нас должен быть наготове коранический и хадисный материал. Интеллектуальные и финансовые ресурсы, необходимые для этого глобального проекта, прежде всего, должны предоставить американские и европейские мусульмане, поскольку кроме них этим никто не будет заниматься.

    Наконец, надо раскрыть глаза всей умме на недостаток женщин среди исламских богословов и юристов. У меня нет сомнения, что когда одни только мужчины интерпретируют Коран, хадисы и исламские юридические нормы, они делают это со своей точки зрения. Поэтому крайне важно, чтобы появлялось как можно больше женщин-богословов, которые могут развивать и излагать в текстах собственный подход

    Фактически в Исламе признается, что мужчины и женщины имеют фундаментальные отличия в своей природе. Это является человеческим проявлениям Божественного. 

    Когда мужчины тяготеют к абсолютизму, женщины стремятся к бесконечности, когда мужчины настаивают на справедливости, женщины предлагают милосердие и терпимость, когда мужчины ищут знаний, женщины стремятся к пониманию. Таким образом, сугубо мужское понимание без женского участия страдает однобокостью и является ущербным. 

    Поэтому я убежден, что давно пришло время оказать полное содействие женщинам в их изучении богословия. Мы также должны сами постараться понять их взгляд на Ислам. Это только усилит всю умму и духовно обогатит нас.

    Муктедар Хан - вице-президент Ассоциации мусульманских ученых-обществоведов, сотрудник Института Брукингса (одного из старейших интеллектуальных центров Соединенных Штатов), преподаватель политологии, доцент Колледжа Адриан (Мичиган), автор книги «Американские мусульмане: мост между верой и свободой».
    Персональный сайт - Ijtihad 


    Международный форум исламского диалога «IslamXXI»

    Не оголтелый феминизм и не кухонная ограниченность. «Золотая середина» современной мусульманки

    В современном мире неблагоприятным образом снизилась роль мужчины и мужских ценностей в обществе, равно как активизировалась всесторонняя пропаганда женственности для мужчин и мужеподобности для женщин. Атрибутом нашего времени стали жеманные, инфантильные, с разноцветным мелированием в волосах мальчики, томно и ломано обсуждающие новенькие оранжевые джинсы в модном бутике и последние прически, а также резкие, алчные, независимые до одержимости бизнес-вумен, стремящиеся всеми силами отстоять вдалбливаемый им в головы принцип «я сама» и идиотский постулат «все мужики – козлы».

    Результатом явилось пагубное, нездоровое доминирование женщин в обществе, в семье, в школе. «Мамочки» навязывают свою волю вполне уже половозрелым детинам, балуют великовозрастных «сыночков» кассетами, гитарами, шмоточками, растягивая период «золотого детства» своих мальчиков, мешая им естественным образом превратиться в мужчин с осознанием своего положения, статуса и ответственности. 

    В школах юношей-подростков поджидают пресловутые затюканные жизнью учительницы, то и дело норовящие сорвать на уже взрослых ребятах свои затаенные комплексы. А масс-медиа и кино навязывает будущим мужчинам розово-рюшечный, инфантильный стиль поведения.

    С другой стороны, девочкам пропагандируется установка ни в чем не уступать, не ценить любовь, заменив ее на серию кошачьих случек с серией накачанных и надушенных, возможно, абсолютно пустоголовых, однако обладающих заветными зелеными бумажками мускулистых партнеров-спонсоров. Искрящиеся сотней цветов и смазливых накрашенных мордашек таблоиды уверяют молодых девушек, что главное для женщины – это головокружительная карьера с использованием всего арсенала сексуальной привлекательности и сногсшибательный (в трактовке гламурных кутюрье и законодателей мод среднего звена) внешний вид. 

    Помимо рекламы всевозможных дорогостоящих и вкусно пахнущих косметических средств глянцевые журналы культивируют уничижительно-потребительское отношение женщины к мужчине. Собственно, такая пропаганда проводится и в новомодном кино – достаточно вспомнить названия и ключевые фразы популярных фильмов: «Все мужики - сволочи», «я ненавижу всех мужчин», «деньги надо брать из мужчин» и т. д. 

    Мужчина воспринимается как некое вспомогательное приспособление для добывания средств к существованию и доставления разного рода удовольствий - нечто среднее между новейшим электрическим чайником, поблескивающим дорогим автомобилем с тонированными стеклами и причудливым инвентарем секс-шопа.

    При этом вожделенный мужчина – источник банковских счетов и замшевых сапог – подспудно воспринимается как противник, которого нужно окрутить, совратить, раскрутить на «бабки» (поездки, рестораны), в противном случае он становится «лохом» в глазах современной «прогрессивной леди». Мужчина отнюдь не воспринимается как воин (в широком смысле этого слова), покровитель, защитник, как человек, несущий ответственность и заслуживающий уважения. 

    Собственно, вся диктуемая культура поведения, рекламируемый в СМИ образ жизни направлены как раз на то, чтобы мужчина превратился в несуразно-инфантильное, с выбеленными волосами и плеером эфемерное существо. 

    Все это, к сожалению, не способствует тому, чтобы сегодняшнее поколение подростков превращалось в мужчин и женщин в полном смысле этого слова. Конечно, есть и исключения, есть семьи со здоровым внутренним климатом, существуют и реликтовые персонажи обоих полов, не поддавшиеся веяниям всеобщего тления. 

    Однако в целом картина удручающа. Описанные тенденции свидетельствуют о глубокой болезни современного общества, ведь, по сути, инфантильные женоподобные мужчины и мужеподобные довлеющие над ними женщины – это также своего рода извращение.

    Излишне говорить о том, что Ислам радикально не приемлет подобного взгляда на гендерные вопросы, на роль и сферу ответственности мужчины и женщины. Существует немало аятов Корана и хадисов о положении жен по отношению к мужьям, об ответственности мужчины за женщину, о недопустимости уподобляться представителям противоположного пола. 

    Эта установка противоположна стереотипам поведения полов в современном мире, где мужчинам фактически предлагают копировать типично женские стандарты поведения, погрузившись в необузданное, беспрерывное потребительство и малодушное мещанство. 

    Ислам ни в коем случае не призывает женщину уподобиться мужчине, однако в практической экзистенциальной плоскости приятие исламских ценностей означает неподдельное уважение к тому, что является долгом мужчин-мусульман, подчинение своим мужьям в том, что предписывает Шариат, искренняя помощь им со стороны женщин и воспитание детей в духе Ислама. 

    Ислам соблюдает своего рода тонкую грань, сохраняя за женщиной право на активное участие в социальной, культурной, политической и экономической жизни, и в то же время не превращая ее в мужланку, этакую разухабистую, брутальную Анку-пулеметчицу. 

    Однако, несмотря на наличие множества конструктивных примеров женской мусульманской социально-политической активности, вирус гипертрофированного феминизма, увы, все больше распространяется по умме. Неуемные в собственных материальных запросах и финансовых аппетитов, невесты требуют колоссальный махр, включающий в себя счет в банке, дом, автомобиль и возможность, как минимум, раз в полгода отдыхать на фешенебельном курорте. 

    Во многих мусульманских странах предприимчиво-властные «ханум» порываются бесцеремонно руководить подобострастно лебезящими перед ними мужьями, сносящими унизительные ремарки и оскорбления, а потом разводятся и в нарушение правил Шариата отсуживают у бывших благоверных нешуточные суммы денег. Все это идет вразрез с Сунной Пророка (мир ему), который неоднократно настаивал на минимальном, чисто символическом махре, и осуждал алчность.

    Наряду с этим, распространяются и нездоровые феминистические веяния в собственном смысле этого слова. Они проникают сквозь защитные барьеры, создаваемые Шариатом, невзирая на устоявшийся традиционный жизненный уклад. И все чаще мы слышим сомнительного свойства рассуждения о том, что мусульманка может и не выходить замуж, что есть важные вопросы карьеры, образования, работы и проч. В пользу этих вроде бы правильных рассуждений приводятся примеры из жизни жен, дочерей, сподвижниц Пророка (мир ему). 

    И действительно, Ислам не ограничивает активность женщины узкими стенами кухни, сводя ее роль лишь к готовке, уборке и прочим хозяйственным делам. Напротив, Ислам стимулирует ее к духовному, образовательному, творческому росту, поощряет проявление энтузиазма в общественной и политической жизни.

    Так, первая жена Пророка (мир ему) Хадиджа, необычайно самоотверженная и праведная женщина, успешно вела торговые дела. Дочь Мухаммада (мир ему) Фатима принимала участие в теологических дискуссиях и даже военных походах, перевязывая раненых. Одна из наиболее преданных сподвижниц Посланника Аллаха (мир ему) Умм Салим сражалась в битве при Ухуде, наравне с мужчинами.

    Однако все эти примеры не подходят в качестве подтверждения умопостроений «феминисток от Ислама». Ибо акценты в Исламе неизбежно расставлены так, что, как бы ни была интеллектуально развита мусульманка, какую общественную пользу она бы ни приносила умме, на первом месте в ее жизни всегда остается семья. Недаром существует хадис, что лучший джихад женщины – это ублажение собственного супруга. При том, что женщине не возбраняется проявлять усердие на пути Аллаха в других его формах. 

    В целом же отметим, что с точки зрения Ислама женщина без мужчины – это нонсенс (равно как и наоборот). Здесь стоит, конечно, делать скидку на обстоятельства и сложности, с которыми сталкиваются порой мусульманские девушки, которые не могут найти себе мужа. Однако Ислам рассматривает эти затруднения как испытания на пути Аллаха. 

    Конечно, мужчина и любовь к нему не должны превращаться для мусульманки в идол, в тагут. Бывают ситуации, когда личным необходимо пожертвовать во имя Ислама. Так, одна из жен Пророка (мир ему) Маймуна и упоминавшаяся героическая Умм Салим оставили своих мужей, несмотря на любовь к ним, поскольку те отказались стать мусульманами.

    Однако муж играет исключительно важную роль в жизни мусульманки, ибо именно через него она входит в умму как структурированную общность, как в партию Аллаха, упоминаемую в Коране. Ошибочно представление о том, что существуют две параллельные реальности – мужской и женский джамааты.

    Женский джамаат сам по себе, в отрыве от мужского, не имеет смысла и самодостаточной миссии. Причина коренится в разнице психологии мужчины и женщины. Мужчины в большей степени склонны создавать сообщества, основанные на братстве и сплоченности общим делом. Женщины менее коллективистски настроенные, менее дисциплинированны, поэтому их функция – заботиться о своих мужьях, помогать им и мужскому джамаату в целом в меру своих собственных способностей и возможностей.

    Найти «золотую середину», не впадая в оголтелый феминизм или мещанско-кухонную ограниченность как в личной, так и в социальной проекции, – вот задача мусульманской женщины в современном мире.

    Фатима Анастасия Ежова